Детское и Молодежное объединение "ЭКОСФЕРА"Автор: Администрация |
||||||||||||||||||||||||
«Мы не получили землю в наследство от предков,
мы одолжили ее у наших детей»
(из песни американских индейцев)
Девиз:
«Команда "ЭКОСФЕРА" мы!
Храним мы чистоту страны!
Преумножаем, изучаем, защищаем, сберегаем!
Стоим на страже чистоты во имя будущей мечты!»
Гимн объединения: «По Земле шагаем мы»
По Земле шагаем мы – родным просторам,
родным просторам, родным просторам. И беречь свой дом должны, живем в котором, живем в котором, живем в котором. Посмотрите, как красиво и светло вокруг,
А природа – это тоже чей-то дом, мой друг. В гнёздах птицы голосисто песни нам поют, Им кормушки приготовим, угощенья ждут. По Земле шагаем мы – родным просторам,
родным просторам, родным просторам. И беречь свой дом должны, живем в котором, живем в котором, живем в котором. О животных мы бездомных позаботимся,
И собрать макулатуру поторопимся, Пластик на переработку отправляем, Край родной мы увлеченно изучаем! По Земле шагаем мы – родным просторам,
родным просторам, родным просторам. И беречь свой дом должны, живем в котором, живем в котором, живем в котором. Цели и Задачи ДиМО «Экосфера»
Цель: углубление и расширение комплексных экологических знаний обучающихся и формирование ответственного отношения к природе.
Задачи :
Структура управления ДиМО «Экосфера»
План мероприятия
Детского и Молодежного объединения «ЭКОСФЕРА»
МБУ «Гимназия № 77» на 2019-2020 учебный год
история успеха ДиМО «Экосфера»
Проблема формирования экологического сознания особенно остро возникла в XX столетии, когда человечество стало осознавать пагубные последствия своей деятельности, которые привели к экологическому кризису.
Сегодня потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека, формированием общей экологической культуры, ответственности за судьбу своей страны и планеты. Экологические проблемы непосредственно связаны с уровнем образования населения - его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе.
В современной образовательной системе существует противоречие между необходимостью формирования экологического мировоззрения у школьников и отсутствием возможности этого в урочной деятельности (из-за отсутствия предмета «Экология», уменьшения количества часов на изучение вопросов экологии на уроках географии, биологии и химии). Чтобы восполнить этот пробел, шесть лет назад на базе гимназии было организовано и активно работает детское и молодежное экологическое объединение «Экосфера». За эти годы школьниками было сделано большое количество добрых и полезных дел.
ДиМО «Экосфера» создавалось с целью развития кругозора и творческих способностей у учащихся, воспитания уважительного отношения к окружающей природе. Участниками объединения ежегодно становятся 15-20 человек из 5-х-9-х классов. За 5 лет существования воспитанниками нашего объединения стало около 264 человек.
Главная задача педагогов, которые руководят экологическим объединением, состоит не только в том, чтобы сформировать у школьников определённый объём знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей ответственности за состояние окружающей среды.
В работе экологического объединения используются различные формы внеклассной деятельности:
Каких успехов мы добились за последние два года…
За этот период была организована проектная и учебно-исследовательская деятельность по следующим содержательным направлениям:
Проекты по данным темам участники экологического объединения представляли на научно-исследовательских конференциях разного уровня от городского до всероссийского. И получили награды самого высокого уровня. За два года в очном формате ребята представили опыт своей исследовательской деятельности на конференции «От школьного проекта - к профессиональной карьере» (г. Саратов), конференции «Мир, в котором я живу», областном конкурсе юных исследователей окружающей среды (г. Самара), конференции «Образование. Наука. Профессия» (г. Отрадный).
Мы считаем, что большую роль в воспитании экологического мировоззрения школьников играет участие в социально направленных и волонтёрских акциях. Все экологические акции в рамках проекта проходят после проведения глубокого исследования той или иной экологической проблемы, поэтому являются логичным завершением определённого этапа учебно-исследовательской работы.
Акции, которые были проведены участниками экологического объединения:
Акция «Эко-сумки» - после проведения исследований о вреде пластиковых пакетов для животных и окружающей среды учащиеся осознают, что альтернативой пакетам может быть эко-сумка из ткани. Именно такие сумки шьют ребята. Затем мы выходим на улицы города, раздаём прохожим экологические листовки о вреде пластика для природы и дарим пожилым людям свои сумки с просьбой пользоваться ими вместо пластиковых пакетов. В мае 2019 года такая акция была проведена в рамках празднования 74-летней годовщины Победы в Великой Отечественной Войне.
Помощь приюту для животных «Центр спасения травмированных животных «РИА Центр» - участники экологического объединения собирали не только корма (крупы, консервы) и аксессуары, но и другие необходимые для ухода за животными вещи – метлы и лопаты для уборки территории, бытовую химию и резиновые перчатки, одноразовые пеленки, игрушки и теплые вещи. Также активное участие в этой акции принимали и родители школьников. Они осуществляли доставку кормов и вещей для животных в приют.
Активную волонтерскую работу члены школьного объединения проводят с воспитанниками детского сада №201 «Волшебница» и воспитанниками ГБОУ школы-интерната №4 г.о. Тольятти.
Экологическое мероприятие «Вторичное использование бумаги и картона». В январе 2019 года школьники поделились своими знаниями о полезном и безопасном использовании вторсырья для окружающей природной среды с воспитанниками детского сада №201 «Волшебница». Ученики 9-х классов рассказали дошкольникам о способах вторичного использования бумаги и картона, продемонстрировав самостоятельно изготовленный картонный зоопарк. Такие игрушки можно использовать в детском саду, в начальной школе и дома в процессе обучения и развития детей. Юные эко-активисты научили дошколят, как можно легко и быстро самостоятельно сделать игрушки из втулок от туалетной бумаги. При их изготовлении развивается творческое воображение, креативность мышления, конструкторские умения и мелкая моторика рук у детей. Игрушки можно использовать в режиссерских играх или в пальчиковом театре. А когда они придут в негодность, их можно утилизировать легко и безопасно для окружающей среды. Затем эко-активисты провели мастер-класс, в рамках которого научили детей изготовлению экологических кормушек для птиц. Для изготовления кормушек использовали втулки от туалетной бумаги, топлёное свиное сало, семена подсолнечника и просо, хлопчатобумажный шнурок. По сравнению с кормушками из пластиковых бутылок и коробок из под сока и молока, такие кормушки абсолютно безопасны для окружающей среды, ведь они легко растворяются от влаги или разлагаются, попав в почву. Закончился мастер-класс веселыми играми-эстафетами, атрибуты к которым были выполнены из тех же втулок от туалетной бумаги. Эко-активисты гимназии подарили ребятам самодельный гараж, который также смастерили из экологически безвредного вторсырья. А в 2019 году школьники принимали активное участие в озеленении и благоустройстве территории детского сада. Выращивали рассаду цветов (петуньи, ноготки, маргаритки и др.) для озеленения территории детского сада и гимназии.
К сожалению сложившаяся эпидемиологическая ситуация в нашем городе не позволила эко-активистам гимназии в 2020 году провести очную встречу с воспитанниками ГБОУ школы-интерната №4 г.о. Тольятти. В 2017 году школьники на базе гимназии проводили для них игровое мероприятие «Экоград», где в доступной форме рассказывалось о производстве электроэнергии на различных типах электростанций, важности охраны окружающей среды и способах экономии электричества. В 2020 году мы провели совместное экологическое онлайн мероприятие «Вторичное использование бумаги и картона». Члены ДиМО подготовили презентацию «Способы вторичного использования бумаги и картона», в которой представили различные варианты использования вторсырья. С помощью материалов презентации эко-активисты смогли показать, что ненужный бумажный мусор можно переработать в домашних условиях. Применяя материалы презентации, воспитанники интерната самостоятельно изготовили игрушки из картонных втулок.
Акция «Новогодние эко-подарки» в декабре 2019 года члены объединения создали новогодние игрушки и подарки из экологических материалов, украсили ими новогоднюю ёлку и помещения гимназии. Традиционно такие игрушки ребята дарят и воспитанникам детского сада №201 «Волшебница».
Отрадно отметить, что в работу ДиМО гимназии активно включаются школьники 5-х-7-х классов. Для них ежегодно организуются групповые проекты:
«Фенологические наблюдения в природе осенью» (для обучающихся 5-х классов) - проведение наблюдений за осенними изменениями, происходящими в природе осенью (листопад, изменение окраски листьев, созревание плодов). Результатом работы стало оформление совместных презентаций с результатами наблюдений; проведение дистанционных конференций с защитой мини-проектов.
«Цветущий май в Тольятти» (для обучающихся 7-х классов) – в рамках проекта участники провели наблюдение за фенологическими изменениями цветущих растений в природе весной. Для участия в проекте необходимо было сделать качественные фотографии цветущих растений во дворе дома или на даче, оформить один слайд совместной презентации. На слайде разместить фотографии цветущих растений, краткую информацию о данном растении, записать сроки начала и окончания цветения. По результатам наблюдений ученики подготовили короткое сообщение о растении для дистанционной конференции по итогам проекта.
«Покормите птиц!» (для обучающихся 5-х-8-х классов) - члены экологического объединения «Экосфера» провели для ребят классные часы, где рассказали о важности подкормки птиц зимой и о предпочтительных кормах для птиц. Были проведены мастер-классы, на которых ребята изготовили экологические кормушки для птиц и развесили их по территории 15 квартала. Многие ребята вместе с родителями сделали кормушки из фанеры, развесили их во дворах и в лесной зоне г.Тольятти. Школьники ежедневно подкармливают птиц и проводят наблюдения за их поведением.
Члены ДиМО ежегодно участвуют в подготовке и проведении школьных научно-практических конференций, семинаров, конкурсов и экологических акций, организовывают соревнования между классами по сбору макулатуры, устраивают выставки экологических рисунков и плакатов, готовят выпуски школьной телепередачи, в которой освещают итоги учебно-исследовательской и природоохранной деятельности гимназистов. Традиционным мероприятием в гимназии стал День Науки. В этот день эко-активисты рассказывают о своих добрых делах и представляют результаты проведённых исследований.
Приобрести опыт самостоятельного социального действия помогают школьникам акции, направленные на благоустройство территории и улучшение качества окружающей среды. В День Земли (22 апреля) члены объединения совместно с педагогами и родителями проводят субботники и озеленение пришкольной территории.
Также за два последних года ребята принимали активное участие в городском проекте «ШКОЛА – за разДЕЛЬНЫЙ сбор». Ребята не только организовали сбор пластиковой тары в специальный контейнер, установленный на территории гимназии, но и провели классные часы для младших школьников о вреде пластиковой тары для природы и о необходимости её сбора и правильной утилизации.
Ежегодно эко-активисты участвуют в городской акции «Первоцвет» (подготовка и размещение листовок в защиту первоцветов на информационных досках в жилых домах 15 квартала и на информационных стендах в гимназии). В 2020 году совместно с педагогами для младших школьников они организовали он-лайн встречу «Сохраним первоцветы».
Совместно с педагогами члены ДиМо проводят Всероссийские эко-уроки, цель которых - способствовать просвещению и воспитанию экологической культуры школьников через актуальную и современную информацию, поданную в интересных форматах, с помощью интерактивных и творческих заданий. Урок «Птица 2019 года – обыкновенная горлица» был проведен с использованием материалов, подготовленных сотрудниками Жигулёвского заповедника. Практической задачей эко-уроков является обучение школьников простым действиям и шагам по бережному отношению к природе.
Каждый из участников перечисленных мероприятий вносит свой собственный вклад в решение экологических проблем нашего микрорайона и города, что способствует достижению цели экологического образования – становлению экологической культуры личности.
В работе ДиМО «Экосфера» активное участие принимают родители школьников, ведь эффективность воспитания ребенка напрямую зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Родители выступают союзниками в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаёт благоприятные условия для развития ребенка. В семье всегда могут дать дельный совет, помочь ученику в создании проекта, подготовиться к защите работы, оказать психологическую поддержку. Все массовые экологические акции, субботники и мероприятия проходят с участием родителей.
|